Посвящается Генриху Кушнирскому — замечательному человеку, познакомившему автора с миром полиграфии.
Семья рава Екутиеля ХаКоэна Рапа, жившего в Падуе в 15-м веке, оказалась в центре важнейшего процесса.
Хозяином первой или одной из первых еврейских типографий был зять Екутиеля, Мешулам Кузи, сын Моше Якова Ха Коэна. Был ли Мешулам по фамилии тоже Рапа, не ясно, в литературе есть разные мнения. О нем, как о уважаемом раввине, руководителе и финансисте еврейской общины упоминает в своих респонсах известный раввин Иегуда Минц (1410-1509), который в течение 47 лет был раввином и возглавлял ешиву в Падуе. Рав Минц пишет, что лично видел книгу, отпечатанную в типографии рава Мешулама Кузи.
Итак, Иоганн Гутенберг родился между 1397 и 1400 годом, умер в 1468 году. С 1434 по 1444 годы он жил в Страсбурге, занимаясь шлифовкой полудрагоценных камней и изготовлением зеркал для паломников. В 1438 году вместе со своим учеником Андреасом Дритценом и другими Иоганн основал в Страсбурге товарищество на паях для изготовления зеркал, а также с целью коммерческого осуществления некоего секретного «предприятия с искусством» (Afentur mit der kunst). На рождество 1438 года Андреас умер, и его наследники, вместо материальной компенсации, оговоренной договором, потребовали личного участия в деятельности предприятия. Гутенберг, однако, не хотел раскрывать чужим людям свои профессиональные секреты. Суд признал правоту Гутенберга. Из протоколов этого суда впервые можно понять, что опытный экземпляр работающего печатного станка в то время, к тому моменту уже существовал.
Переселившись в 1448 году в Майнц, Гутенберг в 1450 году заключил договор с майнцским дельцом, по-видимому, ростовщиком Иоганном Фустом, в силу которого тот ссудил Гуттенбергу 800 гульденов из расчёта 6 % годовых и, кроме того, обязался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и прочий расходный материал); типография со всеми её принадлежностями принадлежала поровну Гуттенбергу и Фусту.
До 1456 года Гутенберг отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната, несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии, 36-строчную и 42-строчную; последняя, известная под названием Библии Мазарини, напечатана в 1453 - 1455 годах.
Фуст и Гутенберг, делец финансист и первопроходец изобретатель, преследовали совершенно различные цели. Фуст хотел быстрого и надежного максимально прибыльного возврата денег, Гутенберг же стремился прежде всего довести свое изобретение до совершенства. И, видя, что выгода откладывается на неопределенный срок, Фуст обратился в суд. Все, как это часто бывает, решили деньги, и по решению суда типография со всеми её принадлежностями перешла в полное владение к Фусту. Гутенбергу, гениальному изобретателю, оставшемуся наедине с массой идей и пустым кошельком, вновь надо было начинать дело с нуля.
До своей кончины в 1468 году Иоганн Гутенберг успел создать компанию с Конрадом Гумери и в 1460 году выпустил латинскую грамматику со словарём.
Таким образом, видно, что в периоды с 1439 по 1448 и с 1456 по 1460 годы Гуттенберг, оставшись ни с чем, после очередного суда, вполне мог зарабатывать на жизнь, торгуя секретами технологии печати.
В этой истории виден технический гений, которому постоянно не хватает денег на реализацию своих идей. Трудно, не зная полиграфической технологии в деталях понять всю сложность сделанного Гутенбергом изобретения.
Основные составляющие его идеи были в том, что он изготовлял из металла «подвижные» выпуклые буквы, набирал, т.е. составлял из них строки текста и, с помощью специального пресса, оттискивал на бумаге. Будучи профессиональным гравером, он легко мог сам изготовить любой шрифт. Однако же, вырезать буквы из твердого металла требует массы времени, а для полиграфического набора требуются десятки, а иной раз сотни одинаковых букв. И вот, собственно, стержень идеи: Гутенберг создал приспособление, позволившее использовать одну матрицу с гравированном на ней углубленным зеркальном изображением буквы для отливки сотен одинаковых букв на одинаковых ножках из металла с более низкой температурой плавления. Таким образом, отпала необходимость вручную изготавливать каждую отдельную литеру (букву). Для подвижных букв, необходимых в наборе текста, он использовал трехкомпонентный сплав из свинца, сурьмы и олова, совмещавший прочность буквы с простотой литья.
Эта разработанная им технология использовалась в разных технических интерпретациях в полиграфии примерно 550 лет и канула в лету только в наши дни с приходом компьютеров и технологии дигитальной (цифровой) печати.
На изобретении полиграфического набора задачи, решаемые Гутенбергом, не заканчивались. Надо еще было создать краску, которая бы, при нанесении на буквы, равномерно покрывала печатающую поверхность, не стекая в углубления, а полностью переходила на бумагу под давлением пресса. Сам печатный пресс выглядел похожим на тот, которым давят вино. Но с виноградом проще, сильнее надавишь — больше сока. При печати же надо надавить так, чтобы краска с букв перешла на бумагу, но в тоже время, выпуклые буквы ее не продавливали и вдобавок к этому, давление на всей площади отпечатка должно быть одинаковым.
Сколько же знаний в разных областях надо было иметь, сколько экспериментов поставить! Без нормального финансирования, почти без помощников Гутенберг создал сложную многоступенчатую технологию с необходимым для ее реализации оборудованием. Создав технологию быстрой и недорогой печати книг, он сыграл ключевую роль в развитии эпох Возрождения, Реформации, Просвещения, научной революции и заложил материальную основу для современной экономики, основанной на знаниях, на печатном слове и распространении обучения в массах. Воистину, Гутенберг величайший человек своего времени, и недаром по значению его изобретения сравнивают с изобретением колеса. Сама временная граница между Средними веками и Новым временем историками определяется по моменту начала книгопечатания.
Имя раввина Мешулама упоминается в книгах, исследующих биографии известных раввинов, где упоминают о том, что он был владельцем типографии, и в исследованиях еврейских инкунабул, где история жизни его и его семьи умещается в двух трех строках.
Мне же, после изучения массы материала по европейской истории клана Рапопорт, убедившись насколько важными, влиятельными и значительными были те или иные наши предки, захотелось собрать вместе известную сегодня информацию и поделиться с вами той гордостью, которую я испытываю, осознавая себя потомком великого, без преувеличения, человека рава Мешулама Кузи и его жены Дворы, дочери Екутиеля Рапа.
Rapoportal
Copyright © 2024 Rapoportal - All Rights Reserved.
Powered by GoDaddy
We use cookies to analyze website traffic and optimize your website experience. By accepting our use of cookies, your data will be aggregated with all other user data.