Немного о городе, в котором рав Мешулам основал первую еврейскую типографию. Пиове ди Сакко, маленький городок в провинции Падуя, Северная Италия. С 1405 г. находился под властью Венецианской республики с сохранением частичной административной автономии.
Пиове ди Сакко был первым городом, который принял евреев в этом регионе. Около 1373 года еврейский консорциум основал в городе ссудный банк. В 1455 году, когда евреям Падуи было запрещено давать деньги в рост, они перевели свой бизнес в близлежащие центры, в том числе в Пиове ди Сакко, где никогда не было гетто. В таком месте начать новое важное дело - печать еврейских книг, было значительно проще и безопаснее, чем в более крупных городах.
Первой и единственной в XV в. типографией в городе Пиове ди Сакко была еврейская типография Мешулама Кузи с сыновьями. В каталогах инкунабул зафиксировано два издания отпечатанные в этой типографии:
Издание типографии «Арба Турим», учитывая его объем 459 л., может считаться первым из еврейских датированных изданий, по времени начала работы над ним.
Здесь крайне важно заметить, что в еврейской среде в 15 веке, на фоне поголовной грамотности и страстного стремления к учебе и наукам, книгопечатание считалось делом священным, и признавалось средством реализации предсказания Исаии (11: 9) о том, что «земля будет наполнена знанием Господа».
В книге, отпечатанной Мешуламом Кузи, используются буквы меньшего размера, чем в книгах того времени отпечатанных латинским готическим шрифтами. Было ли это сделано в целях экономии бумаги? Возможно. При таком объеме книги в этом есть смысл. С другой стороны, в буквах ивритского набора нет той излишней декоративной вычурности, которой отличались шрифты готической латыни 15 века. Уже поэтому более компактные буквы иврита, тем не менее, отлично без напряжения читались. Почему это было важно? Дело в том, что в то время бумага была баснословно дорогой, изготавливалась вручную, каждый производитель метил листы водяными знаками, которые назывались филиграни. Листы книги Мешулама - очень плотные и чистые, поэтому текст читается легко, несмотря на более мелкий шрифт.
Шрифт из набора типографии рава Мешулама легко узнать по наклону ножки буквы куф (ק). Кроме того, для выравнивания ширины строк были использованы первые буквы следующей строки. Запечатанное поле составляет 134÷136х197мм, большинство страниц состоит из 54 строк набора. Текст отпечатан в две колонки, а не по всей ширине листа, как печатали в то же время аналогичные типографии в Риме и Реджо ди Калабрио.
Примечательна цепочка событий, в результате которых рав Мешулам приобрел знания секретов, технологии и практики типографского дела.
Распространению типографского дела способствовало разорение типографии Фуста и Шеффера при разгроме г. Майнца войском Адольфа Нассауского в 1465 году. Оставшиеся без заработка мастера Фустовой типографии покинули Майнц и, не считая себя более связанными присягою о неразглашении тайных знаний, данною прежним хозяевам, разнесли познания в новом искусстве печати по другим городам.
В Италии первыми печатниками были немцы Конрад Свейнхейм и Арнольд Паннарц, которые были приглашены монахами из Субьако, близ Рима, в 1465 г., а в 1469 г. печатники переехали в Рим.
В Венеции Иоганн Шпейерский получил привилегию на печатание книг в 1469 г.; он умер в следующем году, но его дело продолжал его брат, Менделин Шпейерский, в сообществе с Иоганном Кёльнским. Их типография просуществовала до 1477 года.
В 1470 году в Венеции открывает типографию Николя Жансон. Бывший чеканщик монет королевского двора Франции, обучался искусству изготовления монет в Майнце в 1458 году.
В Риме еврейские типографии появились спустя всего лишь несколько лет после первых христианских.
На еврейских книгах, отпечатанных в Риме нет даты выпуска, и потому датировка производилась специалистами по совокупности косвенных признаков. Книги выполнены в манере и по технологии римских христианских мастеров печати.
Возможно и даже, по всей вероятности, рав Мешулам изучил искусство печати в близлежащей Венеции, его типография начала работу в 1472-1473 годах. Однако возможно так же и то, что эти знания он привез с собой из Германии и ждал, когда представится возможность их использовать.
Я изо всех сил стараюсь придерживаться только доказанных известных фактов, но множество мелочей, собранных вместе создают, как минимум, право на гипотезу. Так вот, рав Мешулам, как утверждают некоторые авторы, до того, как приехал в Италию, какое-то время жил в Майнце. Семья известного еврейского печатника Сончино, до приезда в Италию, также жила в Майнце. Фамилия раввина И. Минца говорит о том, что его семья из Майнца. Все вышесказанное позволяет предположить, что личная встреча рава Мешулама Кузи и Иоганна Гутенберга была вполне возможна.
Книгопечатание почиталось многими евреями «венцом всех наук», а труд печатника — «святым ремеслом», которое сродни написанию книги.
Нововведению противились, прежде всего переписчики книг (софрим), но возникли также галахические проблемы, в том числе вопрос о допустимости размножать печатанием Тору, тфиллин, мезузы. В итоге длительных обсуждений, дискуссий и споров, религиозные авторитеты 16 в. и 17 в. установили, что свиток - Тора для публичного чтения должна быть только рукописной, равно как и все свитки тфиллин и мезузы, а вот книги, предназначенные для домашнего изучения, могут быть печатными. В 1554 г. собрание раввинов в Ферраре постановило, что на еврейских книгах должно иметься печатное одобрение (хаскама) трех раввинов и главы общины. Все книги тщательно проверялись, поскольку в них печаталось имя Творца, они назывались «святыми книгами» а, следовательно, не могло быть места никаким нарушениям качества бумаги, текста и краски. Книги, не прошедшие проверку качества, захоранивались в специальном месте на еврейском кладбище. Таким образом гарантировались высочайшее качество, издательские и авторские права, а также контролировалось содержание книг.
Отпечатанные книги пользовались у евреев огромным спросом, считались основной ценностью дома, поэтому тиражи доходили до 500 экземпляров, тогда как тираж нееврейских книг в те годы редко доходил до 300 экземпляров, несмотря на то, что евреи всегда составляли очень незначительный процент населения в любом месте.
Rapoportal
Copyright © 2024 Rapoportal - All Rights Reserved.
Powered by GoDaddy
We use cookies to analyze website traffic and optimize your website experience. By accepting our use of cookies, your data will be aggregated with all other user data.