Раввин Хаим ХаКоэн Рапопорт — ближайшая к нашему времени значимая историческая фигура в моей родословной. Он был главой одной из крупнейших еврейских общин Львова 18 века, участник важнейших событий еврейской жизни своего времени, ученый, одинаково почитаемый и хасидами и их противниками.
Родился Хаим ХаКоэн 17 ноября 1699 года.
Отец Хаима — рав Симха ХаКоэн Рапопорт абад (сокращение от Ав Бейт Дин, что на иврите означает — глава раввинского суда) Дубно (Волынь), Гродно (Городна) и Люблина.
Дед Хаима — Рав Нахман Липшес Рапопорт. Абад Кременец (Тернопольская обл.), Дубно, Белз (Львовская обл.). Сын рава Меира — абада Хельм.
Хаим ХаКоэн учился в Слуцке, там же женился на Мирьям, дочери раввина Шмуеля, абада Пшемысля.
Деятельность раввина Хаим ХаКоэн начал в Дятлово рядом с Гродно в Белоруссии, где основал ешиву в 1729 году. Уже в молодости, живя в Дятлово, считался авторитетом в Галахе — традиционному иудейскому праву, совокупности законов и установлений иудаизма, которое регламентирует религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. К Хаиму ХаКоэну присылали много писем с вопросами, связанными с еврейскими законами. Многие ответы и пояснения находятся в книгах его родственников.
В 1730 году Хаим ХаКоэн стал раввином Слуцка (Беларусь), а в 1740 получил должность абад и глава ешивы (высшего религиозного учебного заведения ) во Львове. Во Львове было два еврейских квартала, один внутри городских стен, другой снаружи. В каждом из них была своя синагога. Лишь пять раввинов, в их числе Хаим ХаКоэн, возглавляли обе общины одновременно. С 1763 года стал абадом всей восточной Галиции.
Хаим ХаКоэн был одним из наиболее активных борцов с сектантской группой Шабтая Цви. В 1759 году принял участие в известном религиозном диспуте с франкистами во Львове (диспут проходил под председательством известного антесимита епископа Микульского). Подобного рода судебные процессы были не редки еще в средние века и участились в Новое время. Особенность процесса, о котором идет речь, в доказательстве несостоятельности обвинения евреев в ритуальном употреблении христианской крови.
Защитником по этому пункту обвинения выступал Хаим ХаКоэн. Кроме него, евреев представляли, избранные раввинами Польши, раввин Ицхак Дов Бер Маргалиот из Язлович и сам великий раввин Исраэль Бааль Шем Тов из Меджибожа, основатель хасидизма. Я очень рад тому, что мне удалось среди опубликованных писем Бааль Шем Това найти эти два письма.
Интересно, что и ярый противник хасидизма — гаон из Вильно также относился к Хаиму ХаКоэну с большим уважением. Однажды он даже попросил Хаима ХаКоэна провести повторно обряд "выкупа первенцев", чтобы быть уверенным, что обряд проведен правильно, в полном соответствии с еврейской традицией.
Большинство книг, написанных Хаимом ХаКоэном, остались в рукописях и, к сожалению, не сохранились до наших дней. В их числе было также написанное им толкование книги Зоар.
Изданы и сохранились: "Zeker Ḥayyim," во Львове в 1866 году "She'elot u-Teshubot Rabbenu Ḥayyim Kohen,” во Львове в 1861 году.
Умер Хаим ХаКоэн Рапопорт во Львове 25 июня 1771 года. Стоит отметить, что он завещал на надгробной плите не писать никаких титулов, кроме единственного — звания раввина.
Rapoportal
Copyright © 2024 Rapoportal - All Rights Reserved.
Powered by GoDaddy
We use cookies to analyze website traffic and optimize your website experience. By accepting our use of cookies, your data will be aggregated with all other user data.