Много лет Рапопорты жили и были раввинами в Остроге.
Прежде чем приступить к рассказу о них хочу рассказать о Григории Аршинове, который в течение 20 лет, начиная с 2000 года вкладывал свои деньги и время в восстановление старинной каменной синагоги (Клойз) построенной до 1400 года и почти разрушившуюся за годы Советской власти.
В 1610 году синагогу отремонтировал за свои деньги Шмуель Элиезер Эдельс. С тех пор ее называли его именем — синагога Махарша.
В 16 - первой половине 17 века община Острога стала одной из самых крупных на Волыни и была представлена в Вааде четырех земель. Евреи жили в особом квартале — гетто. В 1603 г. в Остроге насчитывалось 73 еврейских дома, 50 из них находились на Старожидовской улице. В начале 17 в. Еврейская община быстро росла.
Во время восстания под предводительством Богдана Хмельницкого еврейская община Острога была уничтожена. Так, в 1660 г. в городе насчитывалось лишь пять домов, принадлежавших евреям. Но в 1666 г. в Ва‘аде четырех земель вновь появился представитель Острога. В середине 17 в. гайдамаки пытались устроить погром в Остроге, однако евреев защитили жившие в городе татары.
В 1765 г. в Остроге проживало 1777 евреев, владевших 415 домами, в 1787 г. — 1829 (282 дома). В конце 19 в. в Остроге действовали три синагоги и 19 молитвенных домов.
В Остроге как и во Львове было два раввинских суда, один возглавлял городской раввин, во главе второго был раввин Клойза, он же был главой ешивы.
Ицхак ХаКоэн Рапопорт сын Моше Меира сын Нахмана ХаКоэна (Липшица) был абадом Клойза в то же время когда абадом города и Галиции был Йоэль Гальперин (1690-1710). Дочь Ицхака вышла замуж за Ашера Ензеля абада Пинчов. Их сын Йегуда Лейб стал абадом Клойза, сменив Ицхака на этом посту. Мать Ицхака ХаКоэна была дочерью рава Шмуеля Шмульке абад Острога, руководившего восстановлением разрушенного казаками Клойза.
Дочь Хаима ХаКоэна из Львова вышла замуж за Нахмана Коэн Цедек сына Бецалеля абада Острога.
Хаим абад города Острога и Галиции, сын Дов Бера из Меджибожа - внука Хаима ХаКоэна Рапопорта. В 1790 году женился на Ципоре дочери Абеле Коэн Зусмана. В городе его называли Хаим Ципорин.
Хаим прославился своей ученостью еще до того как занял пост раввина. Известные раввины обращались к нему с галахическими вопросами. В знак уважения он был освобожден общиной 27.03.1816 года от уплаты всех видов налогов. В 1822 году, после смерти Бецалеля Маргалиота был избран на должность абада и глава ешивы. В связи с тем, что по новой должности ему надо было находиться в старом городе, а дом его был в новой части, община выделила ему дополнительно 1 руб. в неделю для съема жилья. Хаим ХаКоэна был абадом в Остроге 17 лет. Он отказывался брать плату за судебные разбирательства. Умер в 1839 году.
Яков, сын Хаима. После женитьбы жил у тестя в Дубно. Достиг успехов в учебе, приобрел известность, был избран на должность абада. В 1832 был приглашен раввином в городок Тычин в польской Галиции, в провинции Подкарпатье.
В 1835 стал абадом Сатанова. В сохранившемся тексте договора раввина с общиной записано обязательство кагала подчиняться решениям абада, оплата Якову установлена 2 рубля в неделю.
В 1838 году Хаим стал хуже себя чувствовать и общество Острога пригласило Якова занять место отца. Яков издал книгу отца «Майм Хаим» в 1857году. Он заботился о восстановлении старых могил на городском кладбище. Был раввином двадцать два года.
У Якова было три сына, все они умерли молодыми.
Моше 1820-1845. В 1844 был членом училищной комиссии в Остроге.
Меир 1825-1853.
Симха ? -1860.
В Белоруссии, в Минске, были раввинами старший сын Хаима ХаКоэна из Острога, Екутиель Зисель (1802-1872), переехавший туда после женитьбы и его сыновья Яков и Вольф.
В статье использована книга «В память раввинов г. Острога», составленную М. Бибером, изданную в Бердичеве в 1907г.
Когда пишут о том или ином человеке обычно упоминают имя его отца, реже матери, место рождения или проживания.
В еврейских книгах очень часто записано имя тестя, особенно, если речь идет о человеке заслуженном и известном. Я думаю, причина — еврейская система ценностей, когда знания важнее всего. Перед способным мальчиком желающим учиться открыты все дороги. Даже если он из бедной семьи, за его образование заплатит община. Еврейский богач, почти наверняка, захочет выдать свою дочь за «талмид хахам» и будет готов содержать его, пока тот не закончит учебу. Если ты сын знаменитого отца — у тебя должны быть хорошие гены, есть хороший шанс, что ты тоже умный. А если природа решила на тебе отдохнуть?
Вот почему когда о ком-то пишут, что он зять известного, уважаемого раввина, это как гарантийный талон того, что речь идет о молодом человеке неординарных способностей. Если его выбрал для своей дочери столь заслуженный человек, тому есть причина.
Таким образом, в течение сотен лет умный получал преимущество перед богатым или сильным, и это, конечно же, задало направление развития нации в целом. Как только мир дал евреям равные права, он получил огромное количество ученых, музыкантов, художников. Так было в эпоху Возрождения, это же произошло в конце 19 и в начале 20 века.
Rapoportal
Copyright © 2024 Rapoportal - All Rights Reserved.
Powered by GoDaddy
We use cookies to analyze website traffic and optimize your website experience. By accepting our use of cookies, your data will be aggregated with all other user data.